выставка

S

куратор-медиатор Кристина Маркова

выставка:

18-27 января 2018 — г. Москва, галерея «Электрозавод»


Выставка продолжала проект-лекцию VOTIW*/O_I_L[1] и уделяла основное внимание одному знаку «S», или расколотому на два и удержанному связью кругу, что в редукционистской системе O_I_L означает противоречие.


Частным случаем столкновения с противоречиями, которые транслировались через тела объектов и связанные с ними истории, стали темы секса и старости; важным было и то, что из двух «с» русского алфавита можно было сложить латинскую «S». Здесь я продолжал развивать методологию которую я использовал в VOTIW*/O_I_L, и которая связана с тем, что в коинсидентальной теории называется пластически-двигательным чувствованием знака.


Другим важным моментом было то, что выставка отмечала границу двух периодов моей художественной работы: с одной стороны, я заканчивал с темой автономии объекта, с другой, начинал работу в постконцептуальном ключе, связанном в том числе с выбором определенных линий: методологической и исследовательской. Это видно в объектах: выставка представляет из себя констелляцию, в которой, на первый взгляд, мало лингвистических или пластических связей, но объектом-коннектором здесь является проведенная по полу буква «S», которая и задает траекторию движения и очередность встреч.

Для репрезентации объектов были важны также и личные истории, связанные с их созданием и/или принадлежностью, поэтому все время работы выставки я проводил экскурсии вдоль линии «S». Группы собиралась у дальнего конца верхнего завитка относительно входа в пространство выставочной части галереи. Здесь на стене был смонтирован красный квазиживописный объект, который стягивал плотный кусок ткани с рифленым орнаментом. За тканью зритель мог почувствовать несколько напряженно выпирающих форм. К нижней части объекта был прикреплен DVD-диск с фильмом «Эммануэль»[2]. На лицевой части диска напечатаны актриса, исполнительница главной роли в фильме, и два позднесоветских школьника.


Следующий объект по ходу движения — маска из папье-маше и технических трубок, во рту которой был инсталлирован треснувший мобильный телефон. К телефону были подключены наушники, протянутые сквозь с-образные трубки-рога маски: в них зритель могу услышать записи разговоров художника с друзьями и знакомыми о сексе и повседневности.


Экспозиция продолжалась двумя одинаковыми настенными часами — одни шли нормально и показывали время, у других часовая и минутная стрелки терлись друг о друга, из-за чего ход механизма застывал в бесконечно подрагивающем лупе. Рядом с часами располагалась «Карта Контроля Свидания» (ККС), поэтизированная схема-статья о том, как контролировать время и место встречи с партнером. К ККС прилегала полупрозрачная калька с напечатанным графиком эволюции конституций различных стран.

В середине зала, в точке перегиба «S», был установлен подиум с микрообъектом: два вертикальных резиновых стержня в студенистом прозрачном желе.


Вторую половину завитка открывала ветхая видеодвойка: телевизор, постоянно транслирующий белый шум, и магнитофон, заглатывающий кассету из полимерной глины. Далее на стене транслировался рекламный ролик гаджета для укрепления и массажа мышц лица.


Экспозиция заканчивалась (и начиналась) фотографией тэга уличного художника и несколькими цитатами из интервью Йоэля Регева и книги Люс Иригарей «Этика полового различия».


Выставка получила сдержанно-положительные оценки от специалистов, в том числе феминистской критики, которая отмечала мужской пенетрирующий взгляд на тему выставки. Эта критика была важна для понимания и уточнения собственных политико-эстетических позиций. Действительно, стоит отметить более отчетливую линию проникновения, свойственную всей экспозиции, но и присутствие довольно тонкой работы с прилеганием, например в «ККС». Другой объект критики — слабая эстетическая проработка самих предметов — отчасти вызван центральной темой. Выставка могла быть эстетичнее даже при условии организацииа в независимой галерее за собственные средства, но скорее здесь сказалась общая неопытность при работе с большим проектом.


Если сегодня проводить реэнактмент этой выставки, то следует учесть оба замечания и внести соответствующие изменения.

Особые благодарности за помощь при производстве данного проекта: Кристине Марковой, Диме Филиппову, Александру Минченко, Сергею Катрану и галерее «Электрозавод».



ПРИМЕЧАНИЯ

1 VOTIW*/O_I_L — трехчастная лекция перформанс из двух нарративных частей VOTIW* и O_I_L и с перерывом на чай в середине.

2 «Эммануэль» (фр. Emmanuelle) — французский эротический фильм, снятый в 1974 году режиссёром Жюстом Жакеном, экранизация произведения Эммануэль Арсан. Фильм «Эммануэль» принадлежит к классике европейского и мирового эротического кино. Особую важность картина приобрела на территории СССР в поздние годы советского государства и после распада блока, во времена расцвета видеосалонов являлась проводником и символом сексуальной эмансипации.