скульптура (10 000 гаек, 10 000 болтов, фото-инструкция)
выставки:
8–30.06.2017 —г. Санкт-Петербург, ЦВЗ Манеж, «Ура… Скульптура!»
05.12.2015–31.01.2016 — г. Москва, ЦСИ «Винзавод», «Ура, скульптура!», куратор Анатолий Осмоловский
Объект разработан и создан специально для выставки современной скульптуры в российском контексте куратора и художника Анатолия Осмоловского. По первоначальной задумке это был оммаж работам художника Алана Макколума и трудам философа Карла Маркса.
Скульптура состоит из трех основных элементов: десяти тысяч гаек, десяти тысяч болтов (гайки и болты составляют коннективную пару) и четырех фотографий, которые являются инструкцией по сборке двух элементов.
Во время создания работы я смотрел youtube-каналы неоязычников. Для этой субкультуры число «10 000» являлось сакральным и означало «тьму». Десять тысяч — это граница различия и контроля этого различия. Например, в населенном пункте до десяти тысяч жителей, каждый потенциально может знать каждого другого, а переходя границу «тьмы» мы перестаем удерживать в памяти каждого, он превращается из знакомого в другого.
Индустриальное конвейерное производство наполняет мир одинаковыми объектами, созданными цепочками простых операций. Макколлум в своих скульптурных ассамбляжах создавал оригинальные объекты внутри множества похожих: каждый должен иметь свое различие — отличаться от другого.
В «Марксе» художник и зрители создают невидимый внешнему коллектив и серии оригинальных объектов внутри бинарного кода гаек и болтов. Гайка может занимать бесконечное число позиций на резьбе болта, и каждый раз, пока вы двигаете ее по резьбе, вы будет получать новый объект. На фотографиях с выставки видно, что зритель часто не соблюдал инструкцию, данную для него в виде простой последовательности, и создавал странные констелляции.
На уровне политического высказывания, «Маркс» — это рефлексия по поводу левого проекта в XX веке, который потерпел историческое поражение и сегодня дан нам как множество отдельных элементов, которые когда-то скрепляли единую модернистскую конструкцию, например башню или самолет, а сегодня представлены в виде гор отдельных деталей.